03.Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека существует с 1967 г., с момента открытия школы. Услугами библиотеки могут пользоваться учащиеся и их родители (иные законные представители), инвалиды и лица с ОВЗ, учителя и другие работники.
Книжный фонд составляет 16129 экземпляров, из них:
- художественная, справочная и методическая литература - 6268 экз.;
- учебники – 9861 экз. (100% обеспеченность обучающихся учебниками).
Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие основные функции:
информационную- предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
образовательную - поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции гимназии, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
культурную - организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Основные задачи библиотеки
- Организация доступа к информации для всех участников образовательного прцесса, в том числе для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .
-Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией.
- Создание в МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г.Пролетарка информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами.
- Формирование информационного мировоззрения обучающихся, знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.
Структура библиотеки
Библиотека состоит из трех зон:
Абонемент - отдел библиотеки, где читатели могут взять книги на дом;
Читальный зал - здесь можно почитать журналы, пользоваться редкой и ценной литературой, энциклопедиями, словарями, справочниками;
Книгохранилище - помещение, в котором хранится учебный фонд.
Библиотека обеспечена компьютерной техникой для работы библиотекаря и для пользователей библиотеки. Теперь обучающиеся и учителя могут работать не только с книгой, но и с другими информационными средствами (мультимедийные энциклопедии, электронные учебники и т.п.).
Основные направления работы
- Работа с пользователями (массовая работа, индивидуальная работа)
- Информационно-библиографическая работа.
- Работа с фондом.
- Внедрение новых информационных технологий.
- Повышение квалификации.
Организация работы с читателями
Все библиотечные мероприятия – это диалог читателя и библиотекаря. Все формы массовой работы нацелены на пропаганду книги, на формирование художественного вкуса, на воспитание интереса к чтению.
Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
Информационная поддержка образовательного процесса
В течение учебного года регулярно проводится информирование пользователей библиотеки (обучающихся и педагогических работников) о новых поступлениях художественной, учебной, методической литературы, литературы по различным отраслям знаний.
Оказывается помощь при подготовке и проведении предметных недель. Проводятся библиотечные уроки, во время которых дети и подростки обучаются правилам обращения с книгой, выбору книг в библиотеке, методам самостоятельной работы с литературой, знакомятся с различными энциклопедиями, словарями, с их справочным вспомогательным аппаратом, учатся пользоваться им.
Организация работы с книжным фондом
Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов, изготовленных самыми разнообразными способами записи информации. В фонде школьной библиотеки издания должны быть отобраны и организованы по определенной системе, способствующей решению воспитательных, образовательных, культурологических и информационных задач. Поэтому работа с книжным фондом особенно важна и требует много времени и усилий.
В библиотеке систематически проводится работа по организации и сохранности книжного фонда:
- изучается состав фонда и проводится анализ его использования;
- ведется учет библиотечного фонда;
- составляются заказы на учебную литературу в соответствии с образовательными программами гимназии;
- производится:
- прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений;
- выдача документов пользователям библиотечно-информационного центра;
- расстановка документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией;
- оформление фонда с помощью полочных, буквенных разделителей, индексов т.п.;
- систематический контроль за своевременным возвратом выданных изданий;
- обмен (сбор и выдача) учебников в конце учебного года;
- своевременное информирование педагогических работников, обучающихся гимназии и их родителей об имеющихся учебниках;
- работа по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
- создаются комфортные условия для работы пользователей библиотеки, организован свободный доступ к информации;
- проводятся рейды проверки состояния школьных учебников.